Путешествие по горному Алтаю

Поездка на машине по Горному Алтаю: озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, горные река, перевалы, долина Чулышмана, Менжерок и красивые фотографии.

Предисловие

Наши земляки из далекой таежной Сибири полюбили бывать на Алтае. Возвращаясь, она рассказывали о быстрых горных реках, о снежных шапках на вершинах, об удивительном разнотравье и разном климате в долинах и горах. И мы с сыном Максимом решили двинуться на Алтай (в его горные районы) на нашем стареньком Ниссане из города Томска, чтобы рассмотреть эту сказочную страну».

Запаслись провиантом, прикупили спальники и палатку и двинулись прекрасным июльским деньком в путь. Мы были полны энтузиазма: удивительные пейзажи и приключения ждали нас в дороге.

Начало пути по Алтаю: вокруг горные массивы, поросшие лесом

Озеро Ая

1-й привал. В природе много удивительных и непонятных явлений, например, теплое озеро Ая на вершине горы. Теплых озер и рек в горной части Алтая практически нет. Здесь вода прозрачная, а песочек похож на золотой. Маленький остров с беседкой — украшение озера.

Приехали мы вечером, на озере — солнечный закат, картина просто сказочная. Днем здесь многолюдно, как на пляже в Сочи. В жару все отдыхающие стремились на озеро. Развлечений тут предостаточно: катамараны, тарзанка, водные горки. Народ развлекался, кто как мог.

Отдых на озере Ая, маленький остров с беседкой посреди озера

Идем посмотреть гору «Чертов коготь». Идти далеко и высоко в гору, но мы выбрали такой путь. Можно было подняться на лошадях или джипах. Холмы сверху смотрятся ровными грядами, как волны на море, только зеленые. Река, автотрасса, поселок Катунь — как на ладони.

Уникальное место, с которого открываются алтайские просторы. Мы на горе «Чертов коготь»

Жили мы два дня на турбазе «Аленушка». Цена за номер — 850 рублей сутки. Еду готовили самостоятельно. Турбаза больше для семейного отдыха: отдельные домики на разное количество людей. Мы жили в общем доме, и на выходные заехала новосибирская молодежь. Они веселились всю ночь, а мы на следующее утро продолжили свой путь.

Чемал

Как побывать на Алтае и не сплавиться по горной речке? Это мы и сделали. На экстремальный не рискнули, а вот спортивный для нас был самое то. В турагенстве, где ждали своей очереди, присутствовала нервозность: перевернулся катамаран на экстремальном сплаве и пропал один человек, но вроде все обошлось. С нами в путь двинулась подвыпившая молодежная команда. Они веселились во всю, не слушая команды инструктора.

У меня началась паника, впереди слышался нешуточный шум воды: первый порог. Тут молодежь немного протрезвела. Первый порог мы преодолели: нас подкидывало, крутило в водоворотах, несло на камни. Вообщем, кому нужен адреналин — это то, что надо.

Рафтинг по реке «Катунь»

На спокойных участках Катуни, где не было течения, инструктор рассказывал нам местные легенды и истории. Было очень интересно. А ароматы воды, разнотравья, потоки то теплого, то холодного воздуха приводили в состояние умиротворения. Полюбовались природой и преодолели с шальной командой 4 порог.

Холодная красота горной реки

Остров Патнос и Чемальскую ГЭС рассмотрели с расстояния. Много туристов, везде очереди, внимательно изучить и проникнуться местным духом не удалось. Ну и ладно, все охватить невозможно.

Каракольские озера

Каждое из Каракольских озер уникально и не похоже на остальные. Всего их семь, у каждого — своя легенда

Этот поход был очень тяжелым. Нужно было в 37-градусную жару подняться по крутому склону 8 км. Это не для слабаков. Часть нашей команды стала задыхаться и отставать.

Но лучше все увидеть самим, чем изучать фотографии

Если вы решитесь на этот маршрут, тренируйтесь заранее, чтобы сердце и легкие работали, как часы. Поднявшись и оставшись без сил, нам было уже не до красот Каракольских озер. Пообедали мы под грязным навесом с названием ООО «Олимп».

Дальше началась экскурсия. Гид рассказывал нам легенды о семи озерах. Я не верила, что у меня хватит сил дойти до седьмого озера. Мы с сыном замерли, как вкопанные, когда увидели, что у последнего озера расположился настоящий ледник. Не задумываясь, вся команда бросилась купаться с ледника. От холода стучали зубы, но это было классно!

Последнее озеро, с которого спускается ледник

Поскольку спуститься вниз я не могла, то мы договорились съехать с горы с водителем ГАЗ-66 за 500 рублей с каждого. Дороги не было вообще, машина шла юзом, висла над обрывом, пересекала речушки. Про себя я думала, что лучше бы спустилась сама. Было очень страшно. Борясь с приступом тошноты, вся в синяках и с разбитой головой, я выпрыгнула из машины у основания горы. Не верилось, что мы остались живы. И я с умилением смотрела на водителя и его чудо-машину.

Река Чибитка

4-й привал. По Чуйскому тракту мы двигались к границе с Монголией. За перевалом Семинским и Чике-Таман начался горный Алтай. Туристов уже не так много, пару раз попадались машины с томскими номерами, мы радовались им, как родным.

Население, в основном, алтайцы. Во дворе каждого дома стоит еще и аил (национальный дом), где варят баранину в огромных санах на костре. Район скотоводческий. Мало кто из алтайцев садит огороды, они делают большие ограждения у домов для того, чтобы пасти скот. У некоторых есть фруктовые сады.

Аил – национальное жилище алтайцев, которое есть у каждого во дворе

За селом Чибит нас настигла ночь, мы устроились на привал. Нашли местечко между гор, развели костер, сварили лапшу с тушенкой, заварили чай на травках. Рядом шумела река Чибитка. Место, по правде сказать, дикое. Вокруг — тишина и горы, и звездное небо над головой. Таких огромных звезд я больше не встречала нигде. И комаров с мошкой нет, а в родных местах – просто заедают.

Река Чибитка: маленькая, но очень шумная

Перевал Кату-Ярык, долина Чулышмана

С утра настроение было пасмурным, как и небо, покрытое темными облаками. Дорога была грунтовая, а путь лежал по высокогорью. Сбоку осталось тихое, мрачное озеро, которое считается мертвым, так как содержит соли ртути. Машины навстречу не попадались. У меня было странное ощущение, что мы двигались «в никуда».

А вот и край долины реки Чулышман. Нашему восхищению не было предела — ни одна фотография не передаст этот простор, эту красоту. В ущелье между гор лежала долина. Там били водопады, шумела река, все было окутано зеленью, которая росла между камней. А у нас над головами — облака. Кажется, протяни руку и дотронешься до мягкой «белой ваты».

Один из водопадов в долине Чулышман

Подъехали туристы из Москвы. «Мы специально приехали сюда, чтобы посмотреть самый мощный водопад — Учар, — объясняет хозяин машины. — Повидал за жизнь много, уникальные есть уголки. В России так много красивых мест!».

Просторы, каких не увидишь в других местах

3,5 км идет спуск по перевалу, на котором 9 поворотов. Дорога узкая и колесо машины идет по самому краю. Высота — 1200 метров. Вниз смотреть не рискую, лучше бы пошли пешком. Внизу несколько турбаз, которые держат алтайцы. Палатку поставили, но в ней невозможно жарко. Идем к реке Чулышман и засыпаем там. Слышу сквозь сон, как шелестят деревья и шумит горная речка.

Подвесной мост, с которого местные мальчишки прыгают в ледяную воду Чулышмана

Долина — спокойное место: хоть сюда и спускаются машины, но людей не так много. Цены за ночевку в палатке на турбазе — 250 рублей, в домике — 500. У местных жителей нет ни связи, ни магазинов, а зимой и с дорогой проблема. Здесь есть подвесные мосты, много водопадов, «каменные грибы». Уникальное место!

Как не искупаться в горной речке. Хоть вода ледяная, но весело!

Хотя туристов мало, мусора хватает везде. К сожалению, на протяжении нашего маршрута мы видели, что многих гостей-туристов не волнует чистота: бросают мусор, исписывают скалы, делают наскальные рисунки, как древние люди. «Здесь был Вася!». Какую память ты оставил о себе, Вася?

Местному населению любить туристов особо не за что. Разве кому понравится, когда захламляют такие красивые места, где ты живешь? Пройдет с десяток лет, и красивая природа превратиться в помойку. Алтай пока спасают малопроходимые дороги, большие просторы и слабый сервис, который организуют, в основном, частники.

Манжерок

6-й привал. Всю ночь в долине лил дождь, спасая пересохшую долину от жары и пыли. Он дробно стучал по палатке, призывая ко сну. Но сна не было — я думала, как мы поднимемся по такой крутой дороге после дождя.

К утру подъем на перевал становится малопроходимым, нас вытаскивал трактор. «Максим, ты должен ехать след в след и никакой самодеятельности!, — учит алтаец Рустам. Выбравшись, возвращаемся домой тем же маршрутом.

Презжаем «Красные ворота», где ртутные соли окрасили скалы в красный и багряный цвета

Пытаемся найти ночевку в Манжероке. Вроде и объявлений много, а заночевать негде. Впереди выходные, и все занято или забронировано заранее. Сюда едут отдыхать новосибирцы: машин море, цены за ночь заламывают, как в 5-звездочном отеле. С нас запросили по 2000 с каждого за ночь. Конечно, уставшие люди, проделавшие большой путь, соглашаются и на это.. Но только не мы.

Мы снова мужественно ночуем в палатке, которую ставим между турбазой «Манжерок» и коттеджами на берегу Катуни. Питаемся остатками нашего провианта — лапша с тушенкой уже не вызывает восторга. Вокруг бушует р.Катунь и выпившие отдыхающие. И я думаю: где спокойнее — в лесу, где гуляют дикие животные, или в окружении подвыпивших туристов? Такая долгожданная тишина наступает только в три часа ночи.

А вот и утро. Путешествие подходит к концу. Мы движемся к Горно-Алтайску, Новосибирску и нашему родному Томску. Горы остаются позади, быстро меняется пейзаж. Я изучаю книгу — это наш маршрут на следующий год «Путешествие к горе Белухе». Поселился в душе моей Алтай, и я понимаю людей, которые отдыхают здесь каждый год. Ключевая вода, горный воздух, изумительные пейзажи — что может быть лучше? Хочешь, просто лежи на солнышке и наслаждайся природой, хочешь — путешествуй и открывай для себя что-то новое.

Никогда не забыть горные речки с чистой водой и их бурлящие потоки

Путешествие на Алтай на машине. Увидеть максимум за минимум времени и средств на Алтае на машине

Сегодня расскажем о том, как организовать незабываемое путешествие в Горный Алтай на машине по его зрелищным местам. Предлагаемый маршрут будет начинаться от Барнаула и заканчиваться в Курае. Опытные туристы всегда тщательно планируют свое путешествие на Алтай на машине – это позволяет посмотреть максимум достопримечательностей за короткий промежуток времени. При планировании такие туристы предусматривают возможность максимальной экономии. Один из полезных советов, если едете на отдых на Алтай на машине – используйте сервисы, позволяющие подбирать попутчиков за умеренную плату.

Документы

На всякий случай, проверьте документы в поездку на Алтай на машине.

  • Водительские права
  • Свидетельство о регистрации ТС
  • ОСАГО (его можно заказать онлайн Сравни.ру и Strahovkaru.ru)

На Алтай на машине из Барнаула

Предлагаемый пример путешествия на Алтай на машине предусмотрен с отправной точкой со столицы Алтайского края и в сторону Горно-Алтайска. Трасса до Горно-Алтайска очень хорошая, так что передвигаться на автомобильном транспорте можно без особого дискомфорта. Наверное, это стало возможным благодаря тому, что Чуйский тракт относиться к трассе федерального значения. На подъезде к Барнаулу за 17 километров начинается современная четырехполосная дорога прямиком до развязки на Чуйский тракт. После нее до Бийска идет двухполосная дорога, но вдоль неё редко встречаются населенные пункты и камеры. В начале рабочей недели движение здесь не слишком интенсивное, так что доехать можно без пробок и особых осложнений на дорогах.

На подъезде к Бийску откройте навигатор и посмотрите, есть ли в городе пробки. Если нет, то лучше проехать далее через него, а если показывает затруднительное движение – проезжайте в обход. За городом идет стройка дороги, но выполнение работ движению не мешает. Между Бийском и Горно-Алтайском по дороге встречаются населенные пункты намного чаще. Дорога в Алтае на машине с Барнаула до Горно-Алтайска занимает примерно 3-4 часа, в зависимости от количества предполагаемых остановок.

Едем на Алтай на машине: дорога от Горно-Алтайска

После Горно-Атлайска следующий пункт путешествия на Алтай на машине – Телецкое озеро в Артыбаше, расположенное за 150 километров от города. В целом, дорога сюда займет примерно 2 часа. Отправляясь в путь, позаботьтесь о достаточном количестве топлива туда-обратно, поскольку самая оптимальная по ценам и обслуживанию заправка «Лукойл» находится на выезде из Горно-Алтайска. Популярностью также пользуется заправка «Газпромнефть» в Майме, отличающая низкими ценами, так что если есть возможность – заправьтесь по возможности там. Если видите, что топлива может не хватить, то промежуточно залить бензин или дизель лучше всего на «Сибнефти» в Верх-Бийске – среди водителей отзывы о ней также положительные.

Выезжая в сторону Телецкого озера, будьте готовы к тому, что можете попасть в горы, окутанные туманом.

По дороге в Горный Алтай на машине встречается много красивых пейзажей, но будьте осторожны, поскольку трасса узкая и качество самого полотна, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. Более того, на ней частые повороты, а буквально за 10 километров до Верх-Байского начинается небольшой серпантин, засыпанный щебнем.

С этой точки дорога будет проходить вдоль реки Бия — аж до самого Артыбаша. Можно остановиться для отдыха на ее берегу, тем более что подъезды есть во многих местах. Только помните, что вода там, в основном прохладная, а течение сильное. По пути на Артыбаш по возможности побывайте на берегу реки поблизости села Кебезень, где прекрасная природа и атмосфера.

После того как въедете в Артыбаш, не расстраивайтесь, если не увидите сразу Телецкое озеро, потому что непосредственно с самого села оно просматривается плохо. Спросите у местных, с какой стороны находится водопад «Третьей речки» — можете не переживать за произношение этого названия, поскольку его именуют по-разному: и «на третьей речки», и «третья речка». Не удивляйтесь, если услышите новые вариации произношения.

Не забывайте, что хороший турист в путешествии на Алтай на машине — подготовленный турист, поэтому на случай, если не встретите прохожих, добраться туда можно направляясь прямо по дороге через весь Артыбаш. Она заканчивается возле небольшого деревянного мостика. Там точно не проехать, поэтому паркуйте машину. Здесь нет оборудованной парковки, так что ставьте ее прямо на обочине.

Далее по пути по Горному Алтаю на машине встречается небольшой ручей и нужно пройти вверх по его течению. Есть только одна тропа, и заблудиться будет сложно. Идти пешком придется примерно минут 15, а далее попадете на финальное препятствие, где будет очень узкий мостик — переходить его нужно максимально осторожно. В путешествие в Горный Алтай обязательно возьмите удобную обувь, важно, чтобы она была не скользкой.

Перед вами откроется незабываемый вид на водопад. Хоть он и не полноводный — это делает его более изящным. Бурлящая по камням вода дарит ощущение легкого бриза. Не забудьте сделать на память колоритные фото — окружающее буйство красок сделает их неповторимыми.

Среди бюджетных мест в этом крае — Песчаный карьер за поселком Иогач, располагающийся прямо у подножия горы Кейтек. Недалеко от этого карьера находится месторождение голубой глины, отличающиеся своими лечебными свойствами. Включите в программу отдыха и лодочную прогулку — местные экскурсоводы все организуют, но нужно будет заплатить около 1300 рублей. Но зато только так сможете увидеть Телецкое озеро с другой стороны и оценить всю панораму леса вокруг.

Горный Алтай на машине: отправляемся в Курай

Если будете отправляться на Алтае на машине в Курай с Горно-Алтайска, сразу учитывайте, что необходимо будет потратить около 10 часов, чтобы преодолеть 350 км пути. И снова первоочередной вопрос с заправкой — на выезде из Маймы полный бак залить можно на «Газпроме», лучше делать это именно там, поскольку за Семинским перевалом бензин будет уже дороже – от 41 рубля за литр.

Многих пугает неизвестность преодоления Семинского перевала в путешествии на Алтай на машине, ведь он считается одним из самых высоких в этой местности.

Не бойтесь сложностей, проехать его можно без особых технических проблем (если конечно вы не отправились в путешествие на Алтай на машине на стареньких Камазах и Газелях). На перевале работает туристическая база «Динамо» и УТЦ «Семинский перевал». Если устали в дороге, то именно в этом месте хорошо не только пообедать, а и переночевать. Что касается ценовой политики, то одноименная база — более бюджетный вариант, нежели «Динамо». Если хотите забронировать номера, то есть возможность сделать это дистанционно в режиме онлайн через официальный сайт.

Если будете здесь в зимнее время, непременно посетите в Алтае на машине горнолыжный спуск, который здесь полноценно обустраивается на этот период. Также можно подняться на вершину горы Тияхта, предварительно позаботившись о необходимом снаряжении.

В районе поселка Купчегени сможете за долгое время снова увидеть реку Катунь, появляющуюся из-за гор.

В этой местности она еще чище и прозрачнее, но вместе с этим и более бурлящая. Подъезжая к этому месту, будьте максимально осторожны на дороге в Горном Алтае на машине, поскольку справа нависает скала, а слева — обрыв в полноводную Катунь. Лучше остановиться на следующем перевале в начале села Малый Яломан. В этой точке река буквально делает разворот на 180 градусов и открывается очень красивый вид. Там же сможете подъехать к берегу Катуни — особых препятствий для этого нет.

Далее по маршруту путешествия на Алтай на машине находится село Иня, где есть несколько красивых мест — в основном это мосты через местную реку. Первый мост находится прямо по пути Чуйского тракта. А второй Ининский или, как его еще называют, Цаплинский мост, располагается немного правее. Если проехать немного дальше от этого места, то сможете увидеть место слияния рек Чуи и Катуни. Это явление уникально тем, что каждая из них имеет свой специфический окрас. Если Катунь бирюзовая, то Чуя — серая. Конечно, такое редкое явление природы не могло остаться без должного внимания — специально для туристов построили смотровую площадку со скалы. Фотографии этих мест вы наверняка видели, даже не подозревая, что они сделаны именно там – фотографы любят этот пейзаж и часто съезжаются сюда за новыми кадрами.

Остановку на отдых на Алтае на машине также стоит сделать в Калбак-Таше. Здесь можно прогуляться по скалам с петроглифами, но сделать это разрешат только в сопровождении гида за 150 рублей с человека. Таким образом, местные ограничивают памятник культуры от вандалов и недобросовестных туристов.

Путешествие на Алтай на машине продолжается через Белый Бомом и Акбом, где наверняка заметите интересный памятник чуйским водителям. Рядом находится водопад Ширлак, называемый в народе «Девичьи слезы». Его высота небольшая — ручей спадает всего с 20 метров. Если будет желание, то можно пройти к нему, но приготовьтесь самостоятельно залазить на крутую горку.

Непременно посетите местную достопримечательности Горного Алтая на машине — гейзерное озеро.

Неподалеку от него, к слову, находится небольшая туристическая база, где отдыхающим сдают в аренду три небольших домика. В принципе, здесь не проблема найти место для размещения или ночлега, а что касается цен, то оплата в сутки примерно 500 рублей с человека. На особые условия не приходится рассчитывать, а если хотите в любом случае сэкономить, то договоритесь о размещении у местных жителей.

Поднимитесь в горы в этих местах в путешествии на Алтай на машине, не доезжая до Курая – природа здесь просто обворожительна. Это станет приятным бонусом в продолжение дороги через Северочуйский хребет. Следующий перевал сделайте в Курайской степи, расположенной за одноименным селом. Глазу открывается приятный взор сочетания Северо-Чуйского хребта и просторов самой степи. В этом месте немноголюдно, так что не забывайте о навигаторе или карте, чтобы не сбиться с пути.

Так что, если хотите уехать от городской суеты и побыть наедите с природой, путешествие на Алтай на машине — очень хороший и бюджетный вариант. По предложенному маршруту располагается большое количество мест и природных достопримечательностей, способных покорить ваше сердце.

Путешествие по Горному Алтаю на автомобиле

В последние годы автопутешествия на Алтай переживают свой ренессанс. Местная туриндустрия не стоит на месте, гостям предлагают разнообразные по возможностям и условиям туры для отдыха. Мы расскажем обо всех тонкостях путешествия на собственном автомобиле.

РАМК на Алтае

Природа горного Алтая завораживает. Но дороги – далеко не подарок. Они будут настоящим испытанием для вашего железного коня: ямы, камни, вышедшие из берегов реки. Специалисты Русского Авто Мото Клуба помогут сделать путешествие приятным. С картой нашего клуба любая поломка станет ещё одним приятным приключением в дороге.

Автомобильный маршрут от Москвы до Горного Алтая

Самый удобный маршрут: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. Дорога почти через треть территории России изобилует достопримечательностями, но цель путешествия – Алтай, поэтому подробности пропускаем. Двигаться лучше по федеральным трассам – они активно ремонтируются, поэтому больше вероятность встретить хорошее покрытие. В целом лучшая часть пути — дороги Западной Сибири. Самые проблемные дороги – на переезде из Нижнего Новгорода до Перми. После Новосибирска выходите на федеральную трассу Новосибирск-Монголия (Чуйский тракт). По ней можно проехать весь Алтай в южном направлении.

Достопримечательности Алтая

Основные достопримечательности — поразительные природные красоты: белоснежные вершины, горные реки.

Горный Алтай привлекателен для туристов красотой величественных гор, стремительными реками и зеркальными озёрами, загадочными природными памятниками и историко-философской ценностью мирового масштаба. После шумных и пыльных мегаполисов, Горный Алтай предоставляет возможность отдохнуть душе и телу. Часто после нескольих дней пребывания на Алтае, хочется остаться здесь навсегда или возвращаться снова и снова. Каждая поездка будет дарить открытие новых тайн и красот.

Преимущества путешествия на автомобиле

Путешественники на автомобилях ценят их за чувство свободы. Свой автомобиль делает владельца независимым в его желаниях.

Скорость. Передвижение на машине быстрее, чем на автобусе или поезде. Кроме того, всегда можно внепланово остановиться в интересном месте.

Возможность выбрать попутчика. Нужна компания – через сервис найдите, кто едет по пути. «Отравились людьми» — поезжайте в одиночестве.

Памятка автопутешественнику

КОГДА ЕХАТЬ НА АЛТАЙ

В любой сезон найдутся свои – сезонные особенности.

  • Зима здесь холодная, но из-за белоснежного снега — сказочно красивая. Имейте в виду, что в горах часто сходят лавины. Поэтому отправляясь в горы, избегайте лавиноопасных мест.
  • Поздней весной и летом тепло, но талая вода поднимает уровень рек, поэтому в некоторых местах затоплены дороги. Это период повышенной активности клещей.
  • Оптимальное время для путешествия – с августа по сентябрь. Воды меньше и открыт доступ даже к самым дальним точкам туристских маршрутов. И клещей меньше всего.

ДОРОГИ АЛТАЯ

Местные дороги по качеству очень разные. Чуйский тракт – возможно лучшая дорога в России. А горные в некоторых местах доступны только специально подготовленным «танкам». Впрочем, и владельцам машинок с низким клиренсом есть где покататься.

Много благоустроенных и удобных туристских баз (Чемал, Телецкое). Добраться сюда можно попуткой, автобусом или пешком, поэтому туристов много. До самых красивых мест автобусы не ходят, да и поймать попутку сложно. Именно в эти места и лежит путь внедорожников автопутешественников. На Алтае раздолье для ценителей офф-роуд. Именно они попадут в самые живописные места.

Дорога в долину реки Чулышман – узкий и опасный крутой склон, но проехать сюда смогут даже легковые с маленьким просветом. Но в отдельных местах на дороге встречаются очень даже приличные камни. Дополнительные трудности создаёт непредсказуемая погода. Проливные дожди быстро сменяются густыми туманами. Если погода ясная, только успевай вертеть головой – горы, озёра, пейзажи, серпантины. По тишине, спокойствию, красоте Горный Алтай превосходит любые заграницы.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Побывавшие на Алтае знают: вещей много не бывает. Погода в горах изменяется стремительно и непредсказуемо. Авиакомпании за провоз вещей сверх ручной клади запросят оплату, а в багажник влезет всё, что нужно ещё и с запасом.

  1. Палатка и спальники, туристический коврик. Устроится с комфортом на ночлег на природе позволит палатка. Дополнительно лучше взять ещё плед или второй спальник. Даже в июле ночи бывают очень холодными и дополнительное утепление для ночёвки пригодится. Коврик под спальником сделает «перину» мягче и теплее.
  2. Обувь и одежда. Возможные резкие перепады температуры поможет пережить достаточный запас тёплой одежды. Приготовьтесь к любым сюрпризам, возьмите с собой:
    • прорезиненную ветровку;
    • два спортивных костюма (тёплый и полегче);
    • футболки и майки из дышащей ткани;
    • шорты;
    • носки (лёгкие и шерстяные – для ночёвок);
    • купальник;
    • головной убор (кепка);
    • кроссовки и открытая пара обуви на нескользкой подошве;
    • для организации пеших прогулок возьмите с собой небольшой рюкзак.
  3. Средства личной гигиены. В этом вопросе всё сугубо индивидуально. Минимально достаточный набор составят: два полотенца, мыло, шампунь, мочалка, щётка с пастой, туалетная бумага.
  4. Посуда для приготовления пищи и еды.
  5. Приборы. Оптимально брать многофункциональную технику.
  6. Прочие принадлежности. В список обязательных вещей входят: фонарь, спички, топор, верёвка.
  7. Средства защиты. Местная природа богата клещами. Поэтому перед посещением лучше пройти курс прививок, обзавестись специальной страховкой на случай укуса клеща и запастись баллонами с репеллентами.
  8. Аптечка. С основными медикаментами: обезболивающими, противопростудными, обеззараживающими.

СТРАХОВКА В ПУТЕШЕСТВИИ

Для путешествия за границу обязательно приобретение страховки. Для внутренних путешествий такого требования нет, но мы уверены, что страховка в путешествии пригодится. В каких случаях страховка чаще всего понадобится:

  • простуда;
  • зубная боль;
  • отравление;
  • укус насекомого или животного;
  • солнечные ожоги;
  • травмы и переломы;
  • и всё, что угодно.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАТНОЙ СТРАХОВКИ

Туристическая страховка покрывает медицинские расходы, выходящие за рамки ОМС: приобретение лекарственных средств, диагностические процедуры, эвакуацию путешественника и в случае печального исхода – тела. Кроме того, полис страхует риски немедицинского характера: отменённую поездку, потерявшийся багаж и пр. Особенно актуально страхование для горных направлений туризма.

КАК ВКУСНО ПОЕСТЬ: АЛТАЙСКАЯ КУХНЯ

Если поездка планируется по диким местам, готовить придётся самостоятельно на костре. Местную кухню можно попробовать в придорожных стилизованных кафе. Основу алтайского горного меню составляют блюда из мяса, широко используются кисломолочные продукты. В целом кухня похожа на казахскую.

Из мяса предлагают говядину, баранину и козлятину. Из кисломолочки готовят терпек (лепёшки), боорсак (пончики), курта (сырные шарики). Самый распространённый напиток – конечно травяной чай.

ГОРНОАЛТАЙСКИЕ КАФЕ

Мы отметим лишь те, о которых хорошо отзывались члены нашего клуба. В селе Сростки на торговой площади отличные огромные чебуреки с душистым травяным чаем – можно вкусно перекусить.

Поблизости от турбазы «Золотое озеро» на Телецком озере обязательно посетите кафе «Алтайская кухня». Оформление в виде алтайской юрты: с очагом посередине. Меню не такое разнообразное, но очень вкусно по приемлемым ценам.

У основания Семинского перевала с монгольской стороны в гостиничном комплексе встретите кафе «Шелковый путь». Особенно понравились шикарный плов и вкусные манты.

Путешествие на Алтай самостоятельно

В этой заметке мы расскажем, когда лучше всего отправляться в самостоятельную поездку на Алтай.

Алтай – край озер, рек, гор, лесов и степей. Сложно представить, как такое разнообразие пейзажей помещается на площади одной республики. Но факт остается фактом, картинки, словно полотна художников, за окном автомобиля сменяются одна за другой, удивляя и восхищая путешественников своей природной красотой. Неприступный, гордый край имеет все условия для туризма, несмотря на это он долгие годы оставался в тени. Но в последнее время все изменилось, любопытные путешественники добрались и до юга Западной Сибири.

Когда ехать

Экстремалов, натуралистов, любителей экскурсионного отдыха – Алтай объединяет практически все категории путешественников. Конечно, центральная фигура – местная природа. Каждый выбирает что делать: лицезреть окружающие пейзажи, наслаждаясь тишиной и спокойствием, или же принимать активное участие во всевозможных развлечениях.

Любой ландшафт здесь используют с пользой. Впереди степь – прекрасное место для конных прогулок. Озера – отличный выбор для купания, рыбалки. Бурные реки – умоют чистой водой, а особенно смелых еще и пригласят поучаствовать в сплавах. Горы вообще уникальны. Они тренируют физическую выносливость, учат общению с природой, знакомя с яркими ее представителями, открывают захватывающие дух виды на край. Летом для туристов доступны пешие прогулки, а вот зимой работают горнолыжные курорты.

Подготовка к путешествию

В Алтае наиболее популярны три направления – Чемал, Артыбаш, область Семинского перевала. Если желания вести кочевой образ жизни, колеся по просторам республики, нет, стоит заранее определиться с маршрутом и найти подходящее место для проживания. Чемал пользуется популярностью у любителей цивилизованного отдыха. Здесь развита инфраструктура, имеется выбор гостиниц. Артыбаш находится возле Телецкого озера, поэтому подойдет туристам, влюбленным в водные развлечения. А вот район Семинского перевала прекрасен для почитателей гор.

Чтобы застать теплый сезон, рекомендуется планировать поездку в период со второй половины июня до сентября. Резкий континентальный климат вносит свои коррективы, поэтому стоит запасаться как летними, так и осенними вещами. Перепады температур особо ощутимы при поднятии в горы.

Как добраться

Существует 4 способа посещения Республики Алтай:

  • Самолет – путь по воздуху самый короткий и дорогой. Аэропорт находится в Горно-Алтайске, оттуда на автобусах уже можно добраться до места назначения.
  • Поезд – ближайший ж/д вокзал расположен в Бийске, оттуда туристов возят рейсовые автобусы.
  • Автобус – имеются варианты как с пересадками, так и без (все зависит от места отправки). Маршрут некоторых рейсов проложен прямо к курорту – Акташ, Чемал, Тюнгур и др.
  • Автомобиль – самый комфортный транспорт, поскольку позволяет составлять личный график посещения тех или иных достопримечательностей. Единственное замечание – водитель должен следить за наличием бензина в баке. Рекомендуется брать с собой запасные канистры, поскольку заправки есть далеко не в каждом населенном пункте.

Несмотря на то, что Алтайский край только развивается, здесь много вариантов для комфортного проживания. Имеются отели разной звездности, кемпинги, базы отдыха. Также можно поселиться в «зеленых» сельских домиках в окружении первозданной природы. Что выбрать, зависит от бюджета и личных пожеланий путешественника.

Что привезти из сувениров

Вдоль Чуйского тракта, на базах отдыха, в поселениях много сувенирных лавок. Без подарков домой не вернется ни один турист. Всевозможных форм и размеров зеркала, шкатулки, подставки из можжевельника, глиняные свистки, деревянные ложки – все это оседает в чемоданах гостей края.

Помимо сувениров в этих краях рекомендуется приобрести на частной пасеке мед, заглянуть в аптеку за бальзамами из рог благородного оленя марала, горных трав. У местных хозяек стоит приобрести чергинский сыр, а у хозяев – копченый хариус и таймень, алтайскую рыбу с чудесным ароматом.

Поездка на Алтай заряжает положительной энергией, придает сил для новых свершений. Самостоятельное путешествие организовать совсем несложно, а вот впечатлений удастся получить на год вперед.

Автор
Сергей Петров

Интересуют горящие туры?

Путешествие по Горному Алтаю

Пятый день экспедиции в Саяны был полон впечатлений: несколько перевалов (Семинский и Чике-Таман), вся дорога шла по местам, которые обычно показывают в фильмах. И никто из нас не ожидал увидеть все это в действительности. Останавливаться было нельзя, чтобы не выбиваться из графика, но все-таки останавливались и даже сходили на водопад Ширлак, хотя их было гораздо больше.

В таком режиме доехали до поселка Акташ, где нам надо было оставить документы для получения пропусков в пограничную зону Россия-Монголия. Переночевали в поселке. Прошли 238 км.

На шестой день с утра сдали документы. И чтобы не терять времени на ожидание, съехали с основного маршрута посмотреть другие достопримечательности Республики Алтай.

Из Акташа проехали через Красные ворота по хорошей гравийке и асфальту, доехали до поселка Улаган. По дороге попадалось много красивых озер, прошли Улаганский перевал.

В поселке Улаган пообедали, закупились продуктами и отправились дальше. Тут началась ужасная дорога, что-то вроде стиральной доски, с какой бы скоростью не передвигаться, все-равно дикая вибрация.

На подъезде к поселку Балыктуюль ребята, которые ехали со мной, в машине почувствовали запах масла. Остановились, оказывается, и в самом деле, под машиной за полминуты уже целая лужа и все ещё идет струйка масла. Залезли под машину и Радис заметил в чем проблема – была выбита задняя крышка коробки передач и болтался болт, который вкручивается во вторичный вал.

Попробовал его закрутить – не получилось, долго возился: снял защиту, крепления КПП, в итоге, достал болт и он оказался сломан. Видимо, не выдержал вибраций алтайских дорог.

Сделали крышку из крышки обычной пятилитровки, с герметиком встала как родная. Залили масла, попытался ехать, оказалось невозможно. Вторичный вал ходит ходуном, коробка шумит, скорости вылетают.

Собрали экстренное собрание, решили, что со мной остается одна машина, остальные продолжают задуманный путь. Так как это не основной маршрут, через пару дней они должны вернуться и за это время я должен успеть отремонтировать машину.

Тут надо сказать большое спасибо тем ребятам, которые остались со мной, это – Костя и Денис из моего экипажа и Олег, Женя, Рустам из Pajero. Pajero-то как раз и оттащил меня обратно в Улаган. Местные никто не соглашались этого сделать и вообще вели себя по большей части агрессивно.

Стоит отметить, что среди алтайцев, так же, как и тувинцев, очень много агрессивно настроенных к приезжим. Хотя были люди, которые просто помогали нам. Например, пока в Улагане искали автосервис, нашли мастера, который в гараже ремонтирует машины. Он за мою машину не взялся, так как гараж уже был занят Нивой и перед гаражом стояла десятка, которой он капиталил движок. Зато он отдал на запчасти – коробку передач от классики. С неё я и снял впоследствии болт, крышку и подшипник.

Автосервис нашли, мастера подвинули очередь ради нас и до двенадцати ночи занимались моей коробкой. А им было нелегко, так как до этого они занимались только УАЗами, да и в местном магазине автозапчастей не было запчастей на Нивы. Здесь, как они сказали, все ездят на УАЗах, либо, если у человека есть Нива, то во дворе стоит ещё одна – на запчасти.

Закончили ремонт ночью, поехали догонять остальную команду. Ехали около четырех часов, спустились в Долину Чулышмана через сложный перевал Кату-Ярык, но осознали мы его сложность только тогда, когда возвращались обратно днем. Доехали до места встречи двух рек Чулышман и Чульча. Здесь на одной из баз мы снова объединились с основной командой и встали на ночевку. За время нашего отсутствия они успели съездить на озеро Телецкое. Правда, были на нем уже в темноте, поэтому увидели мало всего. Прошли 130 км.

Утром седьмого дня за несколько рейсов переправились на моторной лодке через Чулышман и отправились смотреть самый большой каскадный водопад Горного Алтая – Учар. Прошли 20 км (пешком).

Восьмой день начался у нас с обратного пути до Акташа, только теперь мы ехали днем и видели все красоту, которые мы пропустили. С обоих сторон Чулышман возвышаются скалы, с которых падают разного размера водопады.

Прошли перевал Кату-Ярык и посмотрели на водопад Куркуре напротив него. Дальше снова были Балыктуюль, Улаган, Красные ворота и Акташ.

Мы получили пропуска, заправились и отправились дальше в сторону Монголии по Чуйскому тракту.

Через какое-то время горы Алтая расступились и стало больше холмов, а потом и вообще пошла равнина, опоясанная где-то вдали горами — Курайская степь. При этом высота оставалась все та же или даже прибавлялась – около двух тысяч километров над уровнем моря.

Проехали поселки Кош-Агач, Ташанта, последний поселок был Кокоря.

Потом шли все время высокогорные степи и дороги в них, которые расслабляли внимание. Один раз я отвлекся на то, чтобы узнать высоту и машина подлетела на камне.

Таким образом доехали до реки Бугузун, где мы и встали на ночевку. Прошли 300 км.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector