Карта с достопримечательностями Чуйского тракта

Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

Чемальский тракт

Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.

Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.

На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.

После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!

На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.

Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.

Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.

Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.

Дорога к голубым озерам

За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.

Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Акташ — Юг Телецкого озера

В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.

Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.

Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.

Чулышманская долина

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма «Гардемарины» — про «российскую дорогу, семь загибов на версту». На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — «Ока».

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на «Оке».

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе «Мешке Таш» возле базы «Каменные грибы». Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы «Каменные грибы». В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

Дорожные расходы

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин: около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш — Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Алтайский Чуйский тракт

Чуйский тракт трасса Новосибирск — Ташанта (М52)является наверное одной из самых живописных в России и главной транспортной артерией Республики Алтай. На словах принято считать что участок дороги от города Бийск до Ташанты и есть сам Чуйский тракт. На самом деле он берет свое начало в столице Сибири — городе Новосибирске. А официально он начинается прямо около моста через реку Бию в одноименном городе Бийске, чуть захватывает по Алтайскому краю (до стелы Республика_Алтай — 77 км) и дальше пролегает по Республике Алтай, порядка 540 километров, заканчивается он в приграничной с Монголией территории в селе Ташанта. Начальные 147 км он простирается по правому берегу реки Катунь, после чего, в поселении Усть-Сема, переезжает ее и, проходя Семинский перевал, уходит от реки.

Из этой статьи вы узнаете про Чуйский тракт следующее:

К слову сказать, в городе Бийске есть музей чуйского тракта . Если вы едите в сторону Республики Алтай или в обратную, сторону Новосибирска вы никак его не пропустите. Он стоит прямо около моста через реку Бия. Как раз в том самом месте где официально и начинается Чуйский тракт М-52.

В нем широко представлена вся история Чуйского тракта от самого его основания и до сих пор.

А после 358-го километра, в селе Иня — дорога вновь пересекает Катунь, после чего, практически до своего конца простирается мимо реки Чуи, сначала по правому берегу, а после 547-го километра, по левому берегу.

В республике Алтай чуйский тракт является выходом России в республику Монголия, а также является единственной автомагистралью, которая связывает Горный Алтай с городом Бийск, в котором находится крупнейший железнодорожный вокзал на Алтае и речная пристань.

По сторонам Чуйского тракта, преимущественно , на отрезке от развилки на озеро Ая и до Усть-Семы, располагаются многие турбазы горного Алтая, кемпинги, гостиницы, потому что именно по этой дороге летом едут огромное количество туристов, которые направляются в горный Алтай на отдых.

Дорога по Чуйскому тракту неописуемо живописна, но самые красивейшие виды открываются в районе границы Алтайского края с республикой Алтай и чередуются, с не мысленной быстротой прямо до границы с Монголией.

Важно запомнить!

Не стоит забывать и о том, что Трасса М-52 Чуйский тракт в некоторых местах проходит по жилым районам, то есть по сёлам, деревням и поселках. По этому необходимо на протяжении всей дороги руководствоваться расположенными по его обочинам предупреждающими знаками.

А за Семинским и перевалом Чике-Таман, на отдельных участках и близ населенных пунктов на дороге частенько прогуливается домашний скот, и днем и ночью. Сигналить ему бесполезно и нужно только его объезжать, так как животные чувствуют там себя как дома. Хотя они у них и есть там дом.

Чуйский тракт: достопримечательности из окна машины

Горный Алтай — просто райское место для автотуриста. Во-первых, потому что по его территории можно свободно передвигаться на машине, основные магистрали неплохого качества, а во-вторых, потому что на протяжении всего путешествия виды будут открываться потрясающие. К тому же многие знаковые на Алтае места можно увидеть, буквально не покидая салона автомобиля.

Чуйский тракт

Чуйским трактом называют федеральную трассу Р-256 (М-52), которая начинается в Новосибирске и следует до самой границы с Монголией. Однако настоящим Чуйским трактом всё же принято считать ту часть трассы, что проходит по Горному Алтаю, пересекая его с северо-запада на юго-восток. Таким образом, можно сказать, что Чуйский тракт начинается в Бийске и заканчивается в посёлке Ташанта уже на самой границе, там, где находится пограничный и таможенные пункты. Протяжённость данного отрезка федеральной трассы – 590 км.

Основные населённые пункты:

Бийск – с. Сростки – Горно-Алтайск – с. Соузга – с. Манжерок – с. Усть-Муны – с. Усть-Сема – с. Шебалино – с. Онгудай – с. Иня – с. Чибит – с. Акташ – с. Курай – с. Кош-Агач – с. Ташанта

Достопримечательности Чуйского тракта

Чуйский тракт считается одной из красивейших дорог в мире. Дело, конечно, не в самой дороге, а в пейзажах, которые её окружают. Некоторые известные достопримечательности Горного Алтая можно увидеть, если просто ехать по этой трассе.

Село Сростки (384 км) – родина писателя Василия Шукшина. Ежегодно в окрестностях села на горе Пикет проводятся Шукшинские чтения. Также в селе расположен музей писателя.

Айский мост (459 км) – находится в с. Соузга, ведёт на противоположный берег Катуни и не является частью Чуйского тракта, но примечателен тем, что через него лежит дорога к популярному месту отдыха в Алтайском крае озеру Ая.

Село Манжерок (470 км) – село в своё время, получившее широкую известность благодаря песне Эдиты Пьехи – «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок?». В двух километрах от села находится одноименное озеро и горнолыжный комплекс.

Источник Аржан-Суу (478 км) – природный источник минеральной воды у самого Чуйского тракта в 7 км от Манжерока. Памятник природы республиканского значения. Рядом находится новый мост через Катунь, который ведёт на дорогу к зоне отдыха в Алтайском крае «Бирюзовая Катунь».

Село Усть-Сема (497 км) – здесь Чуйский тракт переходит на левый берег Катуни.

Горно-Алтайский ботанический сад (502 км) – находится за селом Усть-Сема на левом берегу Катуни. Здесь находится одна из богатейших коллекций редких растений Сибири и Алтая.

Семинский перевал (583 км) – находится за райцентром Шебалино, на 583 км Чуйского тракта. Высота перевала 1717 метров. Здесь установлен памятник-стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайских народов в состав России.

Перевал Чике-Таман (667 км) – расположен за селом Онгудай и является памятником природы регионального значения. По высоте ниже Семинского, но за счёт более крутых подъёмов и спуска, выглядит более живописно. На вершине перевала есть специальная смотровая площадка.

Песчаная стена (687 км) – интересная достопримечательность, которая представляет собой вертикальный срез горы высотой до трех десятков метров, подходящий прямо к дороге. Стена эта практически полностью состоит из песка, но песок этот плотный и слежавшийся.

Катунские террасы (690 км) – примечательное геологическое явление, когда берег Катуни спускается к воде широкими террасами. Некоторые учёные говорят, что сформировались они в результате гигантского древнего наводнения.

Чуй -Оозы (712 км) – место слияния рек Чуя и Катунь, находится в 10 км по Чуйскому тракту от села Иня. Многие люди, склонные к мистификациям, считают, что это одно из главных мест силы на Алтае. Здесь же неподалёку находится урочище Калбак-Таш, где на скалах сосредоточено большое количество древних рисунков и петроглифов.

Белый бом (740 км) – мощный скальный массив из белого известняка, который буквально прижимает Чуйский тракт к реке Чуя. Находится между селами Иня и Чибит.

Голубое (гейзеровое) озеро (796 км) – небольшое, но очень живописное озеро, которое получило название благодаря донным отложениям голубого цвета и родникам, которые бьют со дна, вынося на поверхность концентрические круги бирюзового цвета. Находится в 7 км от села Акташ.

Курайская степь (826 км) – местность в районе села Курай. Почти безжизненный, но тем не менее завораживающий ландшафт.

Чуйская степь (880 км) – местность, которая простирается от окрестностей села Кош-Агач практически до границы с Монголией. Здесь берёт своё начало река Чуя. Это одно из самых солнечных мест в России, но при этом довольно холодное, зимой до -60С, а осадков здесь выпадает всего порядка 150 мм в год.

Что такое Чуйский тракт и где он находится

Чуйский тракт – автомагистраль, связывающая Россию с Монголией и Китаем, считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы.

Чуйский тракт – автомагистраль на юге Сибири, соединяющая Новосибирск с границей России и Монголии на территории Республики Алтай. Официальное название – федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт». До 2018 года трасса также имела индексацию М52. Чуйский тракт является одним из отрезков трансазиатской магистрали AH4 Новосибирск – Карачи. Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается грунтовой автодорогой A0306 граница с Россией – Улгий (Баян-Улэгэй, Монголия).

В наше время наименование Чуйский тракт применяется ко всей трассе Р265, однако исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и продолжался до границы с Монголией. Для подавляющего большинства туристов именно эта часть автомагистрали представляет наибольший интерес. Здесь проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы трассы – Семинский и Чике-Таман. По Республике Алтай Чуйский тракт идет вдоль главной водной артерии региона реке Катунь. А свое название таркт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.

Трассу Р265 можно условно разделить на 3 части:

  • равнинную;
  • среднегорье;
  • высокогорную с вершинами и котловинами.

Равнинная часть начинается в Новосибирске и продолжается до Горно-Алтайска, трасса в этом месте проходит по Бийско-Чумышской возвышенности. От Горно-Алтайска до села Акташ лежит среднегорная часть с двумя перевалами. От Акташа до границы – высокогорный отрезок.

История строительства тракта

Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.

В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.

Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.

Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.

С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.

Современное состояние

Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.

От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы. Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.

Климат и погода

Из-за большой протяженности и особенностей рельефа климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске. Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура составляет от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C. Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, в том числе и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимой тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Алтайского края.

Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются суровым климатом с очень низкими температурами зимой. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты. Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ясной погодой и ощутимыми ветрами. Среднегодовая температура составляет -0,3 °C.

Крупные населенные пункты вдоль дороги

Крупнейший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания трассы. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн. 600 тыс. человек. Также среди крупных городов, лежащих на трассе, можно отметить:

  • Бердск (100 тыс. жителей);
  • Искитим (57 тыс.);
  • Новоалтайск (73 тыс.);
  • Барнаул (633 тыс.);
  • Бийск (203 тыс.);
  • Горно-Алтайск (63 тыс.) – единственный город на территории Республики Алтай.

Последний относительно крупный населенный пункт на трассе – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, обладает населением в 9 тыс. человек.

Инфраструктура трассы

На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.

Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.

Чуйский тракт зимой

Зимняя поездка по Чуйскому тракту связаны с некоторыми сложностями. В отличие от большинства горных дорог, главная опасность, которая подстерегает путников на Чуйском тракте, это не снежные заносы, а гололедица. Поэтому тракт на территории Республики Алтай в зимний период регулярно посыпается противогололедными средствами. Вероятность схода снежных лавин невелика. Низкие температуры могут доставить неприятности в Чуйской и Курайской котловинах, поэтому поездка по тракту зимой в этой местности – занятие для экстремалов.

Достопримечательности и интересные места

Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.

Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.

Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.

Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.

Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».

Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.

Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.

По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.

Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая

Поездка на Алтай: Август 2017г.

Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ

Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:

Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.

Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.

Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.

Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:

Прям возле этой кафе протекает река Катунь,

а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.

После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.

Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.

Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!

В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!

Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь

На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»

Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.

Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.

Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни

Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:

Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.

Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.

Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».

С Высотой падения воды 15 м.

Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.

Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.

Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.

Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.

В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!

Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.

Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector